Рождение идеи нового спектакля-фантазии

Идея создания постановки «Мистерия про это» появилась благодаря инициативе генерального директора центра «Зотов» Дарьи Филипповой. Она предложила организовать совместный проект, связанный с выставкой о Мейерхольде и его концепции бесконечного движения. После серии обсуждений и поиска подходящего формата решающий момент наступил совершенно спонтанно. Хореограф труппы Анастасия Пешкова, переполненная энергией после занятий, зашла в кабинет к режиссеру.
На вопрос Анны Гусевой о возможности создания работы, посвященной Мейерхольду, Пешкова ответила мгновенным и восторженным согласием. Она назвала его родоначальником физического и пластического театра и предложила сделать оммаж одной из его знаменитых постановок. Так на стыке планомерных обсуждений и внезапного творческого порыва и возник замысел будущего спектакля, который впоследствии был высоко оценен критиками.
Основой для новой работы послужила знаменитая «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского в постановке Мейерхольда 1918 года. Режиссеру Анне Гусевой было интересно исследовать тему глобальных перемен, которая как никогда актуальна в современном мире. Пьеса Маяковского рассказывает о рождении нового мира на обломках старого, где разрушение и жертва становятся частью творческого акта, очищая пространство для чего-то принципиально иного.
Однако если в первоисточнике речь шла прежде всего о смене власти и социального устройства, то спектакль Гусевой погружает зрителя в область метафизики. Он показывает, как мир создается с чистого листа, достигает пика своего развития и затем неизбежно рушится. В этот критический момент требуется особое мужество, чтобы увидеть будущее и понять: за любым концом обязательно последует возрождение и переход на новый уровень. Постановка повествует о постоянной изменчивости мира, который ежесекундно заново собирается внутри каждого человека.
Коллаборация и творческий симбиоз
Над оригинальной «Мистерией-буфф» работала мощная творческая группа: Маяковский, Мейерхольд и Малевич. Над новой версией также трудился коллектив авторов, что обеспечило спектаклю синтез разных искусств. Анна Гусева отвечала за общую режиссерскую концепцию и смыслы, а драматург Юлия Орлова выстраивала структуру произведения. Композитор Кирилл Архипов создавал музыку, вдохновляясь звуками, которые артисты искали и записывали прямо в процессе репетиций.
Дирижер Ольга Власова работала над объемным звучанием и вокалом труппы, а также сама вышла на сцену в качестве певицы. За хореографию и движение отвечала Анастасия Пешкова, а сценографию с сложной круговой движущейся платформой разработала Мария Левина. Работа была очень тесной: драматург выступала также как видеохудожник, а режиссер вместе с композитором вписывали текст и звуки в партитуру. Такой подход позволил добиться полноценного творческого симбиоза.
Главная задача такого театра не демонстрация бытовых сцен и проблем, а создание новых смыслов и расширение границ восприятия. Театр должен быть окном в мир иллюзий, который манит зрителя в эпоху повседневности. Если он не позволяет мечтать и фантазировать, не предлагает смелых идей и не противопоставляет реальность чему-то иному, он теряет свою актуальность и глубину. Без этого он становится просто театром, но не современным искусством.




