Причины резкого увеличения дефицита бюджета Санкт-Петербурга
В 2026 году Санкт-Петербург ожидает значительное увеличение разрыва между доходами и расходами. По прогнозам вице-губернатора Алексея Корабельникова, дефицит составит 188 миллиардов рублей, что на 52.8% выше, чем планировалось на 2025 год. Столь существенный рост обусловлен сочетанием нескольких негативных факторов. Эксперты указывают на общее охлаждение экономической активности, которое сказывается на поступлениях в казну. Кроме того, темпы роста городских расходов продолжают устойчиво опережать увеличение доходов, создавая дисбаланс.
Основную часть доходов, свыше 90%, составят налоговые поступления. Планируется, что общий объем доходов достигнет 1.454 триллиона рублей, что всего на 4.7% превысит показатель 2025 года. Наиболее значительными источниками остаются налог на доходы физических лиц (671.1 млрд рублей) и налог на прибыль организаций (377.9 млрд рублей). Однако именно с последним связаны основные риски для бюджетной стабильности.
Динамика роста налога на прибыль в 2026 году прогнозируется как весьма скромная всего 2.9%. Для сравнения, в 2025 году этот показатель был запланирован на уровне 12.1%. По словам Алексея Корабельникова, на такое замедление повлияли структурные изменения и текущая экономическая конъюнктура. Ключевым фактором стало продолжающееся снижение перечислений от компаний, которые ранее входили в консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). После отмены института КГН в 2023 году Петербург, получавший значительные суммы от «Газпрома», оказался в числе наиболее уязвимых регионов.
Федеральный центр теперь перечисляет субъектам лишь часть налога на прибыль по специальному нормативу, который в следующем году снова уменьшится. Дополнительное давление оказывает политика Центрального банка, направленная на охлаждение экономики. Замедление экономического роста закономерно снижает финансовые результаты компаний, а следовательно, и объемы налоговых отчислений. Эта тенденция наблюдается в целом по стране и напрямую затрагивает бюджет крупных городов.
Основные направления роста расходов
В то время как доходы растут умеренными темпами, расходная часть бюджета увеличивается более стремительно. В 2026 году расходы достигнут 1.642 триллиона рублей, что на 8.6% больше, чем в 2025 году. Крупнейшей статьей затрат традиционно остается образование, на которое планируется направить 374 миллиарда рублей. Значительные средства будут выделены на развитие транспортной системы города 258 миллиардов рублей. Социальная политика потребует 252 миллиарда рублей, а здравоохранение 172 миллиарда.
Финансирование дорожного хозяйства составит 127 миллиардов рублей, а жилищно-коммунального хозяйства 102 миллиарда. Отдельной строкой выделяются расходы на поддержку участников специальной военной операции и их семей. На эти цели в 2026 году заложено 25 миллиардов рублей, что несколько меньше, чем в текущем году. Однако, как подчеркивает вице-губернатор, реального сокращения финансирования не произойдет. Необходимые средства будут дополнительно выделяться из резервного фонда, размер которого составит 45 миллиардов рублей.
Алексей Корабельников заверил, что средства на социально значимые цели, включая поддержку участников СВО, будут находиться в приоритете. Данные расходы носят заявительный характер, и городские власти гарантируют их полное покрытие. В случае необходимости правительство будет перераспределять ресурсы, изыскивая возможности для экономии в других областях. Резервный фонд позволяет гибко реагировать на возникающие потребности, при этом траты из него могут быть не разглашены публично.
Источники финансирования дефицита
Для покрытия рекордного дефицита городскому правительству придется активно использовать различные инструменты заимствования. Стратегия, по словам Корабельникова, будет заключаться в привлечении максимально возможного объема «дешевых и длинных» денег от федерального центра в виде казначейских инвестиционных кредитов. Этот инструмент предоставляет средства на срок до 15 лет под 3% годовых, что выгодно для регионального бюджета.
Оставшуюся часть дефицита планируется покрыть за счет рыночных займов банковских кредитов и выпуска облигаций. Однако чиновник отметил, что в условиях высоких ключевых ставок долгосрочные заимствования на рынке являются не самым оптимальным решением. В 2025 году дефицит удалось сократить со 164 до 123 миллиардов рублей благодаря росту налоговых доходов. Свободные средства текущего года будут направлены на закрытие бюджетного разрыва, что позволит избежать дорогих рыночных займов в 2025 году. Тем не менее, в среднесрочной перспективе проблема дефицита потребует комплексного подхода к управлению городскими финансами.