Сегодня в Михайловском замке (филиал Государственного Русского музея) в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие выставки, посвящённой творчеству известного русского живописца, рисовальщика, акварелиста, гравёра и литографа, академика Императорской Академии художеств Андрея Ефимовича Мартынова (1768-1826). На вернисаже представлено более ста произведений мастера — живописных и графических работ из собрания Русского музея, Эрмитажа, а также частной коллекции московского коллекционера и мецената Алексея Егорова.
Андрей Мартынов — один из крупнейших русских пейзажистов конца XVIII — первой трети XIX века, блестящий рисовальщик и гравёр. Его творчество находится на стыке классицизма и зарождавшегося тогда романтизма. В нём отчетливо проявились черты «переходного» отношения к природе — от почти объективизированного к более эмоциональному, свойственному художникам предромантического периода.
В творчестве художника определяющими стали две темы — путешествие к китайской границе и Петербург с его окрестностями. Хронологически они то пересекались, то сменяли друг друга, оставаясь для Мартынова константами. Изменение манеры, стилистики, новые технические возможности печатной графики — все это апробировалось и развивалось в рамках именно этих тем.
Несмотря на то, что с творчеством Андрея Ефимовича Мартынова связана целая эпоха в истории российской пейзажной живописи и литографии, ни одним музейным собранием ранее не была представлена достаточно полная коллекция его работ, которая могла бы отразить многогранность таланта художника. Дело в том, что большая часть его путевых рисунков до недавнего времени считалась утерянной. Благодаря совместным усилиям двух крупнейших художественных центров страны — Русского музея и Эрмитажа, — а также коллекционера и мецената Алексея Егорова, удалось составить уникальную экспозицию, которая позволяет проследить почти весь творческий путь художника.
Так, на выставке впервые представлен неизвестный ранее альбом рисунков Андрея Мартынова «Монгольские типы», посвященный путешествию Российского посольства графа Ю.А.Головкина в Китай в 1805-1806 годы (входит в собрание А.Г.Егорова). Альбом, который состоит из семидесяти двух рисунков и акварелей, представляет собой своего рода авторский отбор путевых материалов. При этом название «Типы монгольских племен» на первом листе, отражая основное его содержание, отчасти условно. Так, например, в альбом включены акварели, изображающие русских, живущих в Сибири. Альбом отличает разнообразие жанров и техник — типажные и видовые зарисовки; жанровые сценки, исполненные акварелью, гуашью, иногда тушью.
Также в экспозицию включены работы из серии литографий «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей», изображения Москвы и других городов России. Мартынов одним из первых среди русских художников увлекается новым видом печатной графики — литографией, изобретенной в Германии в конце XVIII века. В отличие от других серий и альбомов, над которыми работал, как правило, не один художник, Мартынов литографировал сам по собственным оригиналам. Отсюда и художественная цельность его изданий. Литографии художника отличает особое понимание и передача петербургского пространства и атмосферы.
Соединение произведений из частной коллекции и музейных собраний Санкт-Петербурга позволяет составить целостное представление о творчестве замечательного русского живописца, акварелиста, и литографа Андрея Ефимовича Мартынова и значительно расширит круг почитателей его таланта.